ОБЗОР НОВОЙ МИРОВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

 

Белковский С.А., психолог

 

     Имя Энджлис  Эрриен пока еще,  к сожалению,  почти не знакомо     русскоязычной психологической публике. Но в мировой психологической среде она известна как автор книг,  учебных курсов и программ по психологии личностного и  духовного  роста  и  психомифологии. Энджлис Эрриен,  доктор философии, является антропологом, педагогом,  трансперсональным психологом и консультантом.  Она,  также, является  вице-президентом  Ассоциации Трансперсональной психологии.  Сфера ее исследований и разработок  -  общекультурные  темы, символы,  категории и переживания,  присущие всему человечеству в целом.  Она соединяет психологию, антропологию, сравнительное религиоведение и философию для оценки, понимания и направления процесса внутреннего роста индивидуума в гармоничном  взаимодействии со средой.

 

В своих книгах:  "Четверичный путь: Тропа Воина, Наставника, Целителя и Визионера", "Пять универсальных форм и как их использовать" и "Руководство по Таро: практическое применение древних символов"   Энджлис  использует всеобщие архетипы как инструменты, помогающие понять наши текущие  психологические  процессы,  увидеть свои недостатки, свою силу  и осознать как  мы реализуем  цель своей жизни.

В своей работе "Четверичный путь"  Э. Эрриен описывает четыре основных архетипа:  Воина, Целителя, Визионера и Наставника. Каждый из них коренится в глубочайших,  древнейших корнях человеческой психики  и  культуры.  Когда мы учимся правильно проживать эти архетипы внутри себя и в своем поведении мы начинаем процесс самоисцеления и восстанавливаем гармонию с окружающим миром.

"Четыре следующих принципа  кратко  суммируют  Четверичный  путь:

1. Быть на виду, заметным, не прятаться. Присутствовать. Когда мы выбираем     присутствование мы  получаем доступ к человеческим ресурсам силы,  коммуникации и личной ответственности.  Это путь Воина.

2. Обращать внимание на то, что подлинно важно, что имеет смысл и трогает наше сердце.  Когда  мы  учимся   проявлять наше внимание,  мы  открываемся человеческим ресурсам любви, благодарности,  признательности  и  должной оценки.  Это путь  Целителя.

3. Говорить правду без обвинения или осуждения. Безоценочная,     некритикующая правдивость поддерживает нашу аутентичность и развивает ясное, беспристрастное  видение истины.  Это путь  Визионера.

4. Быть открытым к результату, не привязываться к результату.     Открытость и непривязанность помогает нам восстанавливать внутренние человеческие ресурсы мудрости и объективности. Это путь Наставника/Учителя."

Эти универсальные человеческие пути, состояния в нашем сегодняшнем обществе выражаются так:  путь Воина - в нашей способности  к  руководству, лидерству; путь Целителя - в нашем отношении к заботе о собственном здоровье и здоровье окружающих людей и среды; путь Визионера  - в нашем личном творчестве,  нравственности и в способности воплощать в мире свою жизненную мечту и видение;  путь Наставника/Учителя  - в способности конструктивной коммуникации и навыках  объективного обращения с информацией.

Каждый архетип имеет и свой негативный аспект - "тень".  Например, если мы не обнаружим и не проявим в своей жизни внутреннего Воина или лидера,  мы будем часто  в своей  жизни  встречаться  с ситуациями  восстания (в том числе собственного против кого-то или чего-то), вопросами авторитета,  отрицанием собственного авторитета, проекцией его на других и поведением,  где главное - не высовываться, быть незаметным. Или другой пример, - когда мы не занимаемся постоянным утверждением здоровой жизни,  проступает теневой аспект архетипа Целителя - мы проявляем ту или иную форму зависимости  (в том  числе  различные пристрастия: вино,  табак,  телевизор, секс,  власть  и т.д.) и ухода от жизни, от себя, и так, постепенно, превращаемся в мученика.

 

Для развития  каждого архетипа существует своя практика: тип  медитации, тип телесной позы,  помогающие понять, прочувствовать и выразить данный архетип через тело и ум; инструменты, усиливающие энергию данного архетипа (виды активности, ритуалы:  пение,  танец и т.д.),  формирующие аттитьюды, установки ко  внешнему  миру  и природе,  укрепляющие энергию данного архетипа в нас.

Например,  для архетипа Наставника/Учителя,  инструментами его  усиливающими    будут:  пребывание в течение определенного времени в молчании, безмолвии, что позволяет нам лучше научиться  слышать внутренний голос мудрости; "призывание "духов предков", то есть  внутренний контакт со значимыми фигурами из прошлого семьи, нации или человечества в целом для получения  знания  и  силы  их опыта при переменах в жизни; сидячая медитация, позволяющая войти в человеческий ресурс мудрости.  Эта медитация учит нас быть объективным наблюдателем своих внутренних процессов, беспристрастным свидетелем и воздерживаться от критики  и  суждений, что  позволяет услышать внутренние подсказки духа, интуиции  в трудных ситуациях.

Архетип Наставника/Учителя в традиционных  культурах ассоциируется с Западом,  Осенью,  Водой,  Океаном,  то  есть  метафорически - с такими качествами,  как отпускание уходящего,  устаревшего,  пожинание     плодов, с  полнотой  и  гибкостью, текучестью, очищением и питанием...

 

На основе исследования мировых,  общекультурных символов Энджлис Эрриен были разработаны специальные тесты, использующие формы, для определения и оценки текущих внутренних процессов саморазвития, определения  доминант  личностной  и  духовной эволюции.

Это тест "Рисунки  Маори",  где используются 8 универсальных символов: гора,  дерево, тропа, цветок, бабочка, жилище, змея, птица и учитывается их расположение на листе, порядок и особенности их рисования и их взаимоотношения  между  собой.

И второй тест - "Пять форм", где используются 5 универсальных  форм:  круг,  крест,  квадрат, спираль, треугольник и учитывается порядок предпочтения символов испытуемым. Последовательность, в которой тестируемый человек нумерует формы, показывает какой из пяти универсальных процессов роста и изменения (которые пять форм символизируют) переживается наиболее интенсивно в данное время, а также их конфликты  и  взаимосвязь.

Тест также применим для определения текущих ценностей и  психологических процессов роста в группе и  в обществе в целом.

Значение, приписываемое каждой фигуре символизирует качества,     характеристики, системы представлений, ценности, действия и формы выражения   человека или членов коллектива. Например,  кратко говоря: круг означает целостность личности, индивидуальность,   крест - взаимоотношения,  квадрат - стабильность, устойчивость,  спираль - рост и изменение, треугольник - цели, мечты, перспективное видение. Значение формы также видоизменяется от приписанной ей позиции. Например, круг в 1-ой позиции означает ваше осознанное стремление  к независимости и самодостаточности, а в 4-ой позиции - что вы обрели ответственность и способность  полагаться на себя в результате уже свершившегося поиска себя, "героического путешествия" к себе.  Если круг в позиции 5 -  вероятно,  вы отвергаете свой процесс индивидуализации или сопротивляетесь ему,  ваш интерес ныне, вероятно,  в  другом...

 

           

********************************************

 

                                  

Недавно в американском издательстве Harper Colins вышла книга известного  психолога-юнгианца  Роберта  Джонсона  -  "Внутренняя Работа:  личностный рост через работу со сновидениями и Активным Воображением". Эта практическая и доходчивая книга чрезвычайно полезна всем людям,  устремленным к внутреннему росту, самопознанию и самоисцелению и, в первую  очередь, конечно же, -  психологам.

                                 

Бессознательное - таинственная,  могущественная сила  и    возможность, заключенная в "глубине" нас, действующая через нас, влияющая на нашу жизнь, наши дела, настроения, взаимоотношения и здоровье. Это почти неизвестная нашему дневному сознанию часть нашего  "Я",  резервуар,  источник  энергий, программ, определяющих большую часть наших действий, чувств, мыслей и выражающихся через них.  Это наш "Бог" и "Дьявол":        наши комплексы,  проблемы,  блоки,  травмы и одновременно - наши энергии роста к зрелости,  к трансперсональным вершинам.

Бессознательное - это огромный, бурный океан, в котором наше сознательное "Я",  "Эго" - лишь остров.  Познать  себя  полностью -  значит  познать  этот океан,  понять его язык. Язык символов сна и воображения. Начать общение. Извлечь из первобытного питающего океана очередные дары, дающие сознанию силу распространить свой свет и узнать себя в "ином". А  это и значит - исцелить себя, сделать себя целостным.

Внутренняя жизнь индивида - священна, это его общение с его корнем,  источником,  с  бессознательным. Если мы живем лишь внешней жизнью,  отрицая ценность и смысл своего внутреннего мира, он напомнит нам о себе, ворвавшись через тревожащие,  патологические  проявления: неврозы,  депрессии, агрессивность, психологические  недуги,  психосоматику  и т.д.  Но мы можем   идти ему навстречу в нашей  "внутренней работе": через работу со сновидениями, Активным Воображением, медитациями, ритуалами, молитвами.

Сновидения - окно в наш внутренний мир, на "кухню" бессознательного, где "выпекается" наша судьба и личность.  Но их надо  учиться  понимать.  Сны  - динамическая мозаика из символов и персонажей, выражающих движения, конфликты, взаимодействие и  развитие  главных энергий внутри нашего бессознательного в данный период.  Языком притч и аллегорий сон сообщает нам мудрость,  уникальную для нашего роста, развития и исцеления.

Воображение (как и сновидения) - передатчик, преображающий невидимый материал бессознательного в образы,  доступные восприятию нашего Эго-сознания. В  технике Активного Воображения мы разговариваем,  вступаем в прямое  взаимодействие с  энергиями  бессознательного,  облаченными в образы,     символы воображения.

Мы устанавливаем  диалог  с  неизвестными частями себя, таким образом,  познавая и пополняя свою целостность, разрешая внутренние конфликты между различными частями себя. Тем самым мы вступаем в диалог с глубинными силами, формирующими нашу жизнь,  поведение,  отношения,  учимся уважать их  и  проживать их конструктивным образом.

Внутренняя работа ставит нас лицом к лицу с внутренними противоречиями и конфликтами в нас,  которые мы  обычно  не  желаем видеть,  признавать.  Но нежелаемые, "плохие" части,  качества, субличности,  энергии в нас могут  быть  таковыми лишь с точки зрения нашего Эго, являясь позитивными, нужными силами и просто естественными частями тотального человека,  нашего полного Я.

Надо смело идти к  "плохим"  аспектам,  сторонам  себя,  признать их  частью  себя,  увидеть,  что они могут сыграть конструктивную роль в нашей жизни.  Единство,  целостность,  которые мы ищем, могут быть найдены через прослеживание этого многообразия противоречий  внутренних энергий,  качеств, тенденций, субличностей  - до их источника.  Единства себя, здоровья не достичь, избегая внутренних конфликтов, возвращаясь к притворному, кажущемуся единообразию конформистского Эго. Внутренняя работа говорит, что мы можем практически вместить конфликт, вместить дуальность, смело стать в самой гуще враждующих сил и найти свой путь через них к единству,  которое они, в конечном счете, выражают.

Есть несколько уровней Активного Воображения.  Один из них  называется  "торг".  Он позволяет выявить и вступить в переговоры со своими частями/субличностями, желающими иметь "свой кусок пирога" в нашей повседневной жизни. Вы вызываете образ этой части (не придумываете!) и просто  договариваетесь,  "торгуетесь" с ней в воображении,  как если бы вы      это делали в реальной жизни со своим компаньоном,  знакомым или родственником.

Порой это  единственный  способ  избежать   внутреннего разлада, противоречия в мотивах и распыления в делах.

Работа с  более глубокими проблемами,  комплексами,  не поддающимися прямому разрешению, может происходить по принципу "осады Иерихона".  Не ожидая быстрого результата, надо  постоянно, день за днем  "обходить"  эту  проблему  вокруг,  уделять ей  внимание,  фокусируя  на  ней энергию сознания. Просто как ритуал.  Приглядываясь,  ища подступ к ней любым способом: вызывая ее образы,  вступая в диалог с ними, проявляя свои чувства к ним,  анализируя сновидения, фантазии,   связанные с ними, прося их совета, руководства, принося какие-то жертвы - может быть,  наши претензии,  проекции,  раздутое Эго,  нереалистические идеалы ...

Рано или поздно стены, отделяющие эту проблему от нашего сознания, падут, и мы увидим, что процесс нашей работы с  ней стал нашим ростом.

Еще одна  форма  внутренней работы позволяет преодолеть внутреннее напряжение и неудовлетворенность.  Не  все  наши  энергии, устремления, таланты, характеры и особенности могут быть прожиты нами во внешней жизни. Но они будут вполне удовлетворены, если мы будем давать им возможность реализоваться во внутренней реальности через Активное Воображение.  И здесь мы можем позволить себе то, что в реальной действительности для нас невозможно, неприемлемо или рискованно.

 

Глубочайшие истины  нашего существа не могут быть получены от других, но лишь через наши собственные переживания, непосредственный личный опыт,  соединяющий нас с коллективным бессознательным, с трансперсональным.  Путь к  небесам  пролегает через наши психологические глубины.

 

 

Hosted by uCoz